4eventor.ru

 

Специальные события и праздники

 

Ваш тематический портал

Зелёные святки, или Между летом и весной

А Вы знали  том, что между весной и летом тоже есть день, который словно проводит границу между двумя сезонами, подобно Масленице? Если Масленица – это проводы зимы, то Зелёные святки или Семик – это прощание с весной. И…до здравствует лето!

 

После того, как на Руси было принято христианство, за неделю до Троицы стали отмечать наступление лета. Лето - Зеленые Святки - Зеленые святки и лето связаны между собой подобно сиамским близнецам, и означали в первую очередь приход по- настоящему жарких дней и начало летних полевых работ.

Семик включал в себя несколько ритуалов, без которых нельзя было обойтись. Вначале, как того требовали правила, в населенный пункт вносили березку, потом «завивали» венки, далее следовал обряд кумленья, потом хоронили кукушку (еще это действо называли прощанием с Костромой).

Без веток березы и праздник был не праздник. Это дерево в народе всегда считалось источником большой жизненной силы – не зря же весной на Руси и стар, и мал отправлялся в березовую рощу за березовым соком. Березовый сок, подобно луку, лечил от всех недугов и давал ослабленному за зиму организму новые силы. Подобно тому, как на Святки зимой, пели колядки, наряжались в причудливые одежды, превращаясь в нечистую силу – русалок и чертей. Несмотря на теплое время, крестьяне (а праздник в основном был популярен у крестьян) выворачивали мехом наружу полушубки, изображая в меховой одежде животных.

Какой же праздник без песен? Были песнопения и на Зеленые святки. О чем пели наши пра-пра-прабабушки и пра-пра-прадедушки? О вечных темах – о любви, и, конечно же, «ритуальные» песни, для того, чтобы осенью был хороший урожай зерновых и овощных культур. Это было очень важно для крестьян, кормившихся с поля. Подобно тому, как в ритуальных песнях крестьян разных стран находятся темы посевной и сбора урожая, так и у наших предков воспевались эти процессы.

К примеру, популярными в то время считались песни «Ты удайся, удайся, мой лен» и «А мы просо сеяли, сеяли». Считалось, что слова песен обладают магической силой. Исполняли песни обычно молодые девушки. Во время пения они показывали движениями, как сеют просо, как его собирают, просушивают и засыпают в закрома. Если речь шла о льне, девушки демонстрировали как лен чешут, а потом прядут. Семик очень похож на тайский праздник Первой борозды, когда на поле выходили с позолоченным плугом, выкрашенным в красный цвет, и прокладывали первую борозду, обеспечивая себе хороший урожай.

Шли годы, и магическое действо песен серьезно никто не воспринимал, но поскольку песни передавались из поколения в поколение, их постоянно пели во время застолий и гуляний. Подобно тому, как на Вербную неделю и Троицу освящают и несут домой веточки вербы и полевые цветы, так и на Зеленые святки освящали веточки березы, а потом высушивали их и ставили дома. Считалось, что веточки  березы охраняют дом от беды. Из молодых и гибких веточек березы плели венки, которые потом укладывали в места высадки рассады капусты. Считалось, что рассада быстрее наберет силу.

Иногда местные батюшки служили отдельный молебен, который должен был способствовать хорошему урожаю. Для этого прихожанки должны были «поплакать на цветы», которые приносили с собой в храм. Когда молебен подходил к концу, участники процесса шли на кладбище. Там каждый клал несколько березовых веточек на могилку близких, и устраивали поминки, после которых шли домой с чувством выполненного долга.

Но и это, как говорится, было далеко не все. Зеленые святки должны были закончиться. И они заканчивались подобно Масленице – обрядом похорон «Костромы», роль которой исполняла молодая девушка, или же сжиганием соломенного чучела, олицетворявшего все ту же «Кострому». Девушку наряжали в белые одеяния, украшали зелеными листочками, кланялись ей в ноги, выражая тем самым ей свое почтение. Потом укладывали на сбитые доски и шли к реке или пруду. Но никто девушку не топил – на нее брызгали водой и она «пробуждалась». Веселье заканчивалось купанием в водоеме и смехом. Так наши предки встречали новый сезон, а воскресшая Кострома должна была вернуться следующим летом и обеспечить хороший урожай.

Фото из инета.

Александра Корниенко